Счастливые
дети

Cпециализированный центр
для детей с особенностями
в развитии

+38 099 344 4988

img
ДЦП (детский церебральный паралич)

Термином детский церебральный паралич (ДЦП) называют совокупность разнообразных хронических симптомов, обладающих непрогрессирующим течением, которые касаются нарушений двигательной сферы человека. Эти двигательные нарушения являются следствием повреждения структур центральной нервной системы, которое формируется во внутриутробном периоде - то есть в течение беременности. Нарушения затрагивают корковые структуры, подкорковые области, капсулу и ствол головного мозга. Иногда детский церебральный паралич путают с термином детский паралич, которым обозначают совокупность нарушений, развившихся вследствие перенесенного полиомиелита. Детский церебральный паралич был выявлен и впервые изучен еще в начале XIX века британским врачом Литтлом. Впоследствии эту форму детского церебрального паралича назвали "болезнью Литтля". Британец считал, что причина ДЦП кроется в патологическом течении родов, когда ребенок испытывает сильную гипоксию. Однако впоследствии Зигмунд Фрейд, также изучавший ДЦП, выдвинул гипотезу, что причина заболевания кроется в повреждении структур центральной нервной системы еще в период внутриутробного развития. Это предположение было подтверждено в 1980-х годах XX века. Фрейд составил прекрасную классификацию форм детского церебрального паралича, на основе которой были созданы все современные классификации.

Характерные признаки ДЦП – симптомы заболевания

Детский церебральный паралич протекает в три стадии:

  • Ранняя (до 5 месяцев).
  • Начальная резидуальная (с полугода до 3 лет).
  • Поздняя резидуальная (старше 3 лет).

Согласно стадиям проявления ДЦП, выделяют ранние симптомы и поздние признаки заболевания. К ранним симптомам детского церебрального паралича относят: Задержка развития ребенка (не держит головку, не переворачивается, не тянется руками к различным предметам, не сидит самостоятельно, не ползает, не ходит). Хватательный и прочие детские рефлексы, сохраняющиеся в возрасте старше полугода. Преимущественное пользование только одной верхней конечностью, что связано с ненормальным тонусом мышц на второй руке, которая не используется в играх. Данные ранние симптомы детского церебрального паралича могут иметь различную степень выраженности – от практически незаметных до бросающихся в глаза. Степень выраженности нарушений зависит от объема пораженной ткани головного мозга. Например, патологический мышечный тонус может проявляться в чрезмерном напряжении или, напротив, расслаблении. Напряжение – повышенный мышечный тонус, выражается в принятии конечностями вынужденного, неудобного положения (например, скрещенные ножки по типу ножниц). Расслабление – пониженный мышечный тонус - напротив, приводит к болтанию конечностей и неспособности удерживать позу. Вследствие патологического мышечного тонуса движения ребенка с детским церебральным параличом характеризуются следующими признаками: избыточная резкость; внезапность; медленные и червеобразные; неподконтрольные; совершенно бесцельные. Все остальные симптомы ДЦП относят к поздним.

Рассмотрим наиболее характерные и часто встречающиеся признаки ДЦП:

  • Скелетная деформация – характеризуется укорочением конечности на стороне поражения. Если оставить проблему без внимания, то впоследствии развивается сколиоз и искривление тазовых костей.
  • Контрактуры суставов – симптом характеризуется тугоподвижностью и ограниченным объемом движений. В этой ситуации происходит неравномерное сдавление сустава вследствие разницы в тонусе и силе различных мышц, окружающих его.
  • Судороги – частный симптом, который проявляется в первые месяцы жизни, или через некоторое время после развития самого ДЦП. Часто судороги трудно отличить от патологической двигательной активности.
  • Нарушение глотания развивается вследствие неполноценной работы, и отсутствия правильного и сочетанного взаимодействия различных мышц, принимающих участие в этом процессе. Ребенок плохо сосет, имеет проблемы с приемом пищи и питья, а также не способен контролировать слюноотделение. Поэтому следствием нарушения глотания у детей с детским церебральным параличом является непроизвольное слюнотечение.
  • Нарушение слуха выражено в том, что ребенок не воспринимает разнообразные окружающие звуки, что сильно влияет на задержку развития речевых навыков.
  • Нарушение речи – формируется вследствие невозможности скоординировать точные и тонкие движения губ, языка и горла. Тонус мышц нарушен, и дети не в состоянии контролировать работу губ, языка и горла, поэтому не способны воспроизводить нормальные звуки, что сильно затрудняет речь.
  • Нарушение зрения выражается в развитии косоглазия или близорукости.
  • Нарушения зубного ряда выражены в подверженности к кариесу, патологии положения отдельных зубов, проблемами с чисткой и патологическим строением эмали.
  • Задержка умственного развития может быть не у всех детей, страдающих детским церебральным параличом. Инвалидизация человека зависит именно от уровня интеллектуального развития. Чем выше умственные способности человека, страдающего детским церебральным параличом, тем ниже степень его инвалидности.
  • Нарушение процессов мочеиспускания и дефекации обусловлены бесконтрольной работой различных мышц, вовлеченных в выполнение данных физиологических действий.
  • Нарушение движений и мышечного тонуса. Все движения ребенка кажутся совершенно неуклюжими, неловкими, разболтанными, выполняются толчкообразно и дискоординированно. Все движения выполняются медленно, и выглядят червеобразно.

Кроме того, детский церебральный паралич проявляется следующими нарушения мышечных движений у ребенка:

  • судороги различной степени выраженности;
  • мышцы имеют очень напряженный или расслабленный вид;
  • отсутствие рефлекса моргания в ответ на доносящиеся громкие звуки;
  • старше 4 месяцев не поворачивает голову по направлению к источнику доносящегося звука;
  • старше 4 месяцев не дотягивается рукой к игрушкам;
  • старше 7 месяцев не в состоянии сидеть самостоятельно;
  • в 1 год и старше не произносит отдельных слов;
  • выраженное использование преимущественно правой или левой руки до 12-летнего возраста;
  • косоглазие;
  • походка затрудненная, шаги даются с трудом, видна тугоподвижность при ходьбе ребенок встает только на пальчики, а не на всю стопу;

Формы ДЦП Сегодня существует несколько классификаций форм детского церебрального паралича. Рассмотрим общепринятую систему, которая отражена в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ–10):

  • Спастическая форма ДЦП (спастическая тетраплегия, диплегия, гемиплегия).
  • Дискинетическая форма.
  • Атаксическая форма.
  • Смешанные формы ДЦП.
  • Неуточненная форма. Особенности детей с ДЦП. Ведущая причина детского церебрального паралича – это изменение нормальной структуры головного мозга, а основными симптомами являются различные расстройства двигательной сферы. Расстройства движений основаны на нарушении передачи сигнала от головного мозга к мышцам, и на сопутствующем патологическом состоянии мышечных групп (повышенный или пониженный тонус). ДЦП характеризуется наличием двигательных, речевых, умственных, эмоциональных и волевых расстройств, которые связаны с повреждением самых разных мышечных групп и тканей головного мозга. Сложности развития детей с детским церебральным параличом обусловлены большими трудностями при выполнении ими координированных и сложных движений.

Особенности детей с ДЦП обусловлены двумя основными факторами:

  • Нарушение нормальной структуры тканей центральной нервной системы.
  • Ограничение самостоятельности из-за невозможности свободно двигаться, и лишь частичной способности к самообслуживанию.

Любые движения ребенка с ДЦП являются замедленными. Это создает почву для формирования диспропорций между развитием мышления и представлением об окружающем пространстве. Дело в том, что абстрактные знания и навыки логического мышления могут формироваться у ребенка с ДЦП вполне нормально, без каких-либо задержек. А вот представления об окружающем пространстве могут формироваться правильно только в условиях постоянного совершения ребенком движений, в ходе которых вырабатывается мышечная память и стереотипы, а также развиваются определенные функции мозга. В результате такой диспропорции дети с ДЦП очень часто плохо считают, им трудно усвоить математические действия. Другая особенность детей с ДЦП заключается в измененной умственной работоспособности, то есть даже на фоне нормального интеллекта ребенок способен заниматься меньший промежуток времени, усваивает меньший объем информации в единицу времени, по сравнению со здоровым сверстником. Из-за данной особенности дети с ДЦП в 70% случаев имеют задержку психического развития. Интеллект таких детей может быть разным - как нормальным, так и резко сниженным, вплоть до выраженной дебильности. Эмоциональная сфера детей с ДЦП имеет следующие особенности: ранимость, сильная впечатлительность, привязанность к опекунам и родителям. Основная причина задержки и нарушений психического развития детей с ДЦП - в недостаточности мышечной работы (невозможность участия в подвижных играх и т.д.) и ограничении контактов со сверстниками из-за трудностей речевого общения. Дети с ДЦП имеют расстройства речи, обусловленные нарушением тонуса мышц, принимающих непосредственное участие в произношении звуков.

Источник: http://www.tiensmed.ru/news/cerebralpalsy-u7s.html