Счастливые
дети

Cпециализированный центр
для детей с особенностями
в развитии

+38 099 344 4988

img
ЗПРР, ЗРР (Задержка психического и речевого развития)

Задержка психического развития у детей ( ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.Диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления.

Возможные причины ЗПР:

1. Биологические

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

2. Социальные

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды задержки психического развития:

  • Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  • Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  • Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  • Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Симптомы ЗПР:

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Задержка речевого развития.

Способность к воспроизведению и пониманию речи закладывается у малыша ещё во внутриутробном развитии. Плод может различать голоса, тон и тембр голоса, реагировать на знакомые голоса движениями. При рождении ребёнок сразу же включается в звуковую среду и со временем начинает реагировать на звуки, узнавать голоса, позже — пытаться повторить отдельные звуки, потом слова... Большое значение в формировании способности понимать речь и говорить имеет пассивное слушание речи, тактильный контакт с родными людьми, эмоциональное реагирование окружающих и малыша на речь с рождения.

Дети с задержкой речевого развития могут усваивать другие навыки, но немного позднее, чем дети без задержки речевого развития.

Причины формирования задержки речевого развития.

  • Ребёнок с младенчества не получал необходимое речевое и эмоциональное общение с близкими людьми. Если с малышом не разговаривали, не обращались к нему, побуждая на произнесение звуков и эмоциональный контакт, то у малыша, функция речи остаётся невостребованной, неразвитой. Очень часто у детей, которые оказались, изолированы от общения, развивается комплексное психо-эмоциональное нарушение, влияющее на речь тоже - госпитализм. Ребёнок не стремится к общению, произнесению звуков, безучастен, неэмоционален.
  • Ослабленное здоровье. Частые болезни и слабость малыша, нервозность обстановки существенно влияют на торможение речевого развития ребёнка.
  • Врождённое ослабленное созревание нервных клеток, которые отвечают за речь.
  • Гипоксия, родовые травмы.

Дети, у которых наблюдается отставание в речевом развитии, нуждаются в особом уходе и коррекционной работе с ними педагогов, психологов и логопедов. Ребёнка нужно максимально включать в речевую среду, добиваться, чтобы он повторял слова и звуки. С малышом нужно разговаривать даже при выполнении простых домашних дел, называть предметы на улице и дома, просить, чтобы он повторял слова и позже - фразы.

Корректировать речь малыша нужно мягко, но настойчиво, добиваясь правильного произношения и не потакая специальному коверканию слов. Обычно дети, с которыми проводится коррекционная работа, в речевом развитии вскоре догоняют своих сверстников.

Занятия с малышом должны проводиться в доброжелательной и яркой эмоциональной обстановке. При отсутствии коррекционной работы задержка речевого развития отразится на интеллектуальном и психическом здоровье малыша.

Источник: http://vse-pro-detey.ru/zaderzhka-psixicheskogo-razvitiya-u-detej/